Одним из направлений деятельности МО является изучение состояние преподавания предмета.
Направления изучения состояния преподавания предмета:
1. Выполнение программы:
- теоретической части (количество часов по плану, фактическое количество проведенных уроков);
- практической части программы (количество лабораторных, практических, контрольных работ).
Контроль выполнения программы производится в конце каждой четверти (полугодия). На заседании ШМО учитель информирует о выполнении программы по предмету, анализирует причины отставания или опережения, вносить коррективы в календарно-тематическое планирование.
2. Успеваемость и качество знаний по предмету.
В конце каждой четверти (полугодия) учитель сдает руководителю МО отчет (может быть представлен в виде таблиц, графиков) об успеваемости и качестве знаний учащихся по классам.
Успеваемость – число обучающихся, которые закончили четверть (полугодие) без неудовлетворительных оценок.
Успеваемость = (число учащихся, окончивших четверть без неудовлетворительных оценок / число обучающихся в классе) * 100%.
Качество знаний – число обучающихся, которые закончили четверть (полугодие) на «хорошо» и «отлично».
Качество знаний = (число обучающихся, окончивших четверть (полугодие) на «хорошо» и «отлично» / число обучающихся в классе) * 100%.
Руководитель МО делает сводный отчет по МО и сдает его заместителю директора по УВР.
Важно проследить динамику успеваемости и качества знаний учащихся, определить причины изменений этих показателей.
3. Степень обученности обучающихся.
Обученность – это уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков (14, с. 434). Выделяют следующие уровни обученности (14, с. 434):
- Различение – это низшая степень обученности. Ученик только отличает данный учебный элемент (объект, процесс или явление) от аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде.
- Запоминание – ученик усвоил определенную информацию, может ее воспроизвести, но без понимания. Отвечает на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии.
- Понимание – предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями.
- Простейшие умения и навыки – этот уровень обученности характеризуется тем, что учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных умений и навыков – показатель довольно высокой степени обученности учащихся.
- Перенос – ученик умеет обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности, вырабатывать новые умения и навыки на базе уже сформированных.
Для определения уровня (степени) обученности используются тесты, контрольные работы, составленные по уровням сложности учебного материала. Они включают задания, позволяющие проверить знания основных понятий, концепций, законов, а также общеучебных и специальных умений. Разрабатывает соответствующие тесты или контрольные работы руководитель методического объединения.